leonovvaleri: (Леонов Валерий)
[personal profile] leonovvaleri


«А у нас в Рязани - грибы с глазами. Их едят, они глядят». А у нас в Москве - вот такие железные крепыши произрастают прямо на булыжной мостовой Школьной улицы.

Вот фотография с pastvu.com 1908 года здания Уездной земской управы на Садовой-Сухаревской улице. Я им интересовался в связи с тем, что на здании бывшей управы сохранился до наших дней герб Москвы 1924 года. А слева от фонаря я и увидел этот странный на первый взгляд грибок.



На той же странице, где я позаимствовал эту фотографию, естественно сугубо в научных целях, краеведы увлеченно обсуждали что это, пожарный гидрант системы Зимина или тумба для привязывания лошадей. Ни то, ни другое. Чертежик из «Атласа к описанию устройства канализации города Москвы. 1-ая очередь» говорит однозначно, что это вентиляционная тумба.



Как видно из вышеуказанного «Атласа к описанию устройства канализации города Москвы. 1-ая очередь», было предусмотрено две конструкции тумб для притока наружного воздуха в смотровые колодцы. Одна конструкция тумбы предназначалась для притока наружного воздуха в смотровые колодцы в местностях не заливаемых весенней водой, а вторая конструкция для притока наружного воздуха в смотровые колодцы в местностях заливаемых весенней водой.

Вентиляция уличной и дворовой сети первой очереди московской канализации была запроектирована через домовые фановые трубы, выведенные выше крыш, а для притока свежего воздуха по улицам расставлены через 50 - 100 сажен чугунные тумбы диаметром 5 дюймов.

Весьма прогрессивное инженерное решение на то время, и вот почему. Далее сугубо на любителя.

Любопытные факты о истории вопроса обнаружены мною в книге 1906 года профессора Мансфельда Мерримана «Элементы санитарной техники (водопроводы и канализация)». Между прочим перевод с английского. Вот, что он пишет.

На первых порах, при возникновении сплавной системы, то есть примерно до 1870 года, газы, образующееся в коллекторах, причиняли много беспокойства, проникая в жилые помещения и на улицу. Это происходило вследствие нескольких причин: 1) соединение домовых труб было не вполне удовлетворительно; 2) коллектора были настолько велики, что в сухое время года в них начиналось гниение и 3) число смотровых колодцев и вентиляционных приспособлений было так ограничено, что они не могли доставлять достаточного количества воздуха для деодоризации.

Для того чтобы предотвратить это неприятное осложнение, в Европе были испробованы многочисленные способы вентиляции коллекторов. Так, с целью образования тяги в верховьях сети, устраивались печи с высокими трубами; затем употреблялись вентиляторы, приводимые в действие ветряными колесами или паровыми машинами, и, наконец, устраивались по всей сети по стенкам зданий особые вентиляционные трубы. Но обыкновенно печи не образовывали достаточной тяги, а вентиляторы производили либо слишком сильную тягу, служившую причиной прорыва сифонов во всех водяных затворах, либо в других местах слишком уже слабое движение воздуха. В сущности, все эти способы были со временем заброшены, хотя можно кое где еще встретить печи и вентиляторы.

Кроме того, делали попытки также деодоризировать и нейтрализировать газы при помощи химических реагентов. Так, под крышки смотровых колодцев помещали ящики с толченым древесным углем; в коллектора вгоняли хлор, сернистый ангидрид и некоторые другие реагенты. Все эти способы оказались на практике и дорогими, и малодействительными, так что они применялись лишь в очень ограниченном масштабе.

Но все эти способы были основаны на ошибочном взгляде, что газ из коллекторов ни в каком случае не должен проникать на улицу. Поэтому, как только была признана неправильность такого взгляда и в употребление вошли смотровые колодцы, снабженные чугунной крышкой с отверстиями, а также и трубы, приводящие в коллектор свежий воздух, вопрос о вентиляции коллекторов нашел себе окончательное и благоприятное разрешение. Если дан­ная канализация снабжена хорошими водяными затворами и вентиляционными трубами, то жилые помещения оказываются вполне защищенными от газа, выходящего из коллекторов.

Газ от нечистот, находящихся в поздней стадии разложения, конечно, очень вреден, но единственный способ не допускать его на улицу заключается в предотвращении его образования вообще. Если быстрота течения такова, что в коллекторах не образуется осадков, то в таком случае нечистоты выходят из города, не успев еще достигнуть этой вредной стадии разложения. Из этого видно, что получение надлежащей скорости течения является одной из главных задач при назначены формы и определении размеров коллекторов. Это оказывается очень трудно достижимым в больших коллекторах.


А в книге «Канализация города Москвы» 1901 года издания, весьма обстоятельно описан именно момент принятия решения по обустройству вентиляции канализационной сети.

По составлении проекта, он был рассмотрен в особой, Вы­сочайше учрежденной Комиссии, в состав которой вошли пре­ставители города, Министерства Внутренних Дел и Министерства Путей Сообщения, и потом был утвержден господином Министром Путей Сообщения. При рассмотрении в Совете Министерства была выска­занна мысль, что проектированная вентиляция канализационной сети чрез домовые фановые трубы представляет опасность заражения канальным воздухом жилых помещений, и поэтому постановлено было рекомендовать устройство между уличной и дворовой сетью разделительного сифона и вентилировать обе сети самостоятельно; но Высочайше учрежденная Коммиссия усмотрела в устройстве этого сифона другую опасность, а именно возможность частого закупоривания дворовой сети, а также и образования вредных газов именно в этом месте, потому что нечистотная жидкость в таком сифоне будет застаиваться.

Для выяснения этого вопроса были запрошены профессоры Бубнов и Петтенкофер и командированы инженеры заграницу для осмотра там вентиляционных приспособлений. Профессоры дали одинаковый ответ в том смысле, что разделительный сифон - прибор вредный: в нем неизбежно должны образоваться канальные газы, потому что сифон содержит около ведра нечистотной жидкости, которая вполне никогда не возобновляется и постоянно бродит.

Комиссия инженеров констатировала в городах Германии совершенное отсутствие этих сифонов. Фановые трубы, выведенные везде выше крыш, служат для вентиляции уличной сети, вопрос о заражении квартир газами никогда и не возбуждался. В Англии напротив - почти повсеместно при выходе дворового коллектора на улицу поставлены сифоны по требованию санитарной власти, а уличная сеть вентилируется чрез решетчатые крышки смотровых колодцев.




Книга «Канализация города Москвы» 1901 года издания упоминает, что было проложено на тот период времени 256 верст  гончарных труб и обустроено  5500 смотровых колодцев и до 1400 вентиляционных тумб.



Чистопрудный бульвар. Здесь шляпка тумбы для притока наружного воздуха имеет некий текстурный арнамент.

Целых одиннадцать тумб обнаружились в посёлке Рублёво, на территории дореволюционного жилого сектора Рублёвской водопроводной станции.



Улица Василия Ботылева, тылы дома 21. Там есть два холодильника постройки начала 19-го века, вот для вентиляции этих холодильников и приспособлены тумбы. По четыре штуки на холодильник. Итого восемь штук.



Можно хорошо рассмотреть конструкцию тумбы.



А так же увидеть маркировку: М.Г.У. Б.З. Московская Городская Управа, а вот аббревиатура Б.З. пока расшифровке не поддается.



И еще три тумбы на газоне вдоль улицы Василия Ботылева.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

leonovvaleri: (Default)
leonovvaleri

April 2017

S M T W T F S
       1
2 34 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 10th, 2025 04:10 am
Powered by Dreamwidth Studios