![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» находилась на этом месте с XV века. Каменный Вознесенский храм появился здесь по приказу матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, вместо той самой деревянной церкви в 1685-1689 годах.
Московская молва утверждает, что именно здесь в 1774 году был заключен тайный брак между Григорием Александровичем Потемкиным и императрицей Екатериной II. Валентин Саввич Пикуль в романе «Фаворит» прямо об этом пишет. «Венчание происходило в храме Вознесения на Большой Никитской улице в Москве. И теперь понятны бесконечные хлопоты Потемкина, который, призвав на помощь гениального архитектора Баженова, хотел перестроить церковь в величественный собор. Смерть помешала князю Таврическому закончить сооружение, храм достраивали его потомки - уже при Николае I».
А Ольга Елисеева в ЖЗЛке «Потемкин», пишет следующее. «В церкви у Пречистенских ворот, примыкавшей к дворцу, были помещены красноречивые иконы-портреты с изображением великомученицы Екатерины и Григория, просветителя Армении. В церковь Большого Вознесения пожертвованы серебряные свадебные венцы с небольшими эмалевыми портретами наших героев». Наши герои, это, естественно, Екатерина II и ее фаворит князь Григорий Александрович Потемкин.

Строительство церкви началось с трапезной в 1798 году, уже по проекту архитектора Матвея Казакова. Во время московского пожара 1812 года здание трапезной горело и было завершено и освящено только к 1816 году.
Именно в трапезной Церкви Большого Вознесения 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Кстати. Митрополит Филарет Дроздов, канонизированный масон, настоятель Новоспасского монастыря, настоял, чтобы Александр Сергеевич венчался не там, где он задумал – в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына, а в Церкви Большого Вознесения. И Пушкин к нему прислушался. Этому событию посвящена памятная доска на стене храма. Но об этом ниже.
Потрясающий парадный портрет Князя Сергея Михайловича Голицына кисти Василия Андреевича Тропинина висит в Музее Тропинина и московских художников его времени на Ордынке. И эта история про Филарета на табличке к портрету есть.

В том же 1831 году Николай I распорядился возобновить работы по постройке Вознесенского храма. «Велено окончить церковь Большого Вознесения, что у Никитских ворот, - писал московский почт-директор Александр Яковлевич Булгаков брату. - Тут был дом князя Потемкина, он оставил сумму на построение этой церкви по плану, также им начертанному, с тем чтобы наследники его все это исполнили... Государь приказал волю покойного исполнить, церковь кончить и наследников понудить внести всякому, что следовать будет... Я, чаю Браницкой, Литше и всем Голицыным, Высоцкому придется развязывать кошельки».
Сегодняшний облик церковь обрела только в 1848 году. В ее строительстве участвовали архитекторы Федор Михайлович Шестаков, Осип Иванович Бове, Михаил Доримедонтович Быковский и Афанасий Григорьевич Григорьев.
Помимо «Всевидящего Ока», снаружи можно разглядеть и иные символы. Медальоны с головками херувимов и восьмиугольными звездами или октаграммами. Медальоны с лампадой на фоне раскрытой книги и чашей на фоне раскрытой книги.
В «Войне и Мире» есть строки, упоминающие лампаду и раскрытую книгу при вступлении Пьера Безухова в братство. «Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу».

У входа в трапезную есть любопытная деталь. Две колонны. Яхин, что можно перевести как «утвержденный Богом». И Боаз, соответственно, «утвержденный силой». Или «Господь утвердит и в нем сила». В масонстве Яхин и Боаз это «врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны Храма Иерусалимского».
В романе Дэна Брауна «Утраченный символ» у плохого парня Захария Соломона «...крупное тело было гладко выбрито. Сперва Малах посмотрел на свои ступни, татуированные чешуей и когтями ястреба, затем перевел взгляд на мускулистые ноги, расписанные в виде резных колонн – левая со спиральными бороздами, правая с вертикальными. «Боаз и Яхин».
Возвращаемся к памятной доске по случаю венчания Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Две колонны, перевернутое солнце и два перевернутых свадебных голубя.
«Я был масон кишиневской ложи, то есть той, за которую уничтожили в России все ложи» писал Александр Сергеевич Пушкин в 20-х числах января 1826 года из села Михайловское Василию Андреевичу Жуковскому.
Александр Сергеевич Пушкин был посвящен в масоны 4 мая (по старому стилю) 1821 года в Кишиневе в ложе «Овидий». Об этом Пушкин так написал в «Кишиневском дневнике»: 4 мая был я принят в масоны.
Князь Петр Андреевич Вяземский, создавая в своем имении Остафьево музей, поместил туда белую перчатку, сопроводив ее особой запиской: «…Перчатка моя; другая перчатка была брошена в гроб его (Александра Сергеевича Пушкина) Жуковским».

На втором ярусе колокольни прослеживается тема двух колонн. На фризе второго яруса колокольни тамплиерские кресты в круге, а на входных дверях колокольни тамплиерские кресты в венке. Такие же кресты есть на чугунной ограде Скорбященской церкви на Большой Ордынке и на архитраве портика Храма Святителя Николая в Котельниках.

Здесь надо отметить следующее. Колокольня была снесена в 1935 году. На том месте, где находилась колокольня, разбит сквер, где находится памятник Алексею Николаевичу Толстому. Современная колокольня построена в 2002-2004 годах реставрационно-проектной организацией «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора-реставратора Олега Игоревича Журина. Но на основе неосуществлённого проекта Фёдора Михайловича Шестакова.

Кирпичное клеймо «П»
Date: 2015-12-13 06:17 am (UTC)Кирпичное клеймо «П»
Date: 2015-12-13 06:42 am (UTC)Кирпичное клеймо «П»
Date: 2016-01-09 03:00 am (UTC)Некрополь Донского монастыря
Date: 2016-07-27 08:10 pm (UTC)